Цифровые автопарки и безопасные перевозки
В Москве на выставке COMTRANS главные тренды: безопасность перевозок, повышение эффективности транспортных предприятий и цифровизация автопарков. Форум проходит один раз в два года. В этом году у международной выставки была новая площадка – Экспоцентр на Красной Пресне. Экспозиции разместили по отдельным зонам. Был целый павильон КАМАЗА, отдельная локация техники китайских производителей, залы для автобусов, прицепов и спецтехники. Если в 2021 году свою продукцию представляли 123 компании, то на этот раз участниками стали 224 предприятия из 7 стран.
Сергей Рыбчак, директор выставки COMTRANS-2023, отметил: «Идет жесткий передел рынка. Компании, которые участвовали в выставке в этом году, боролись за своего потребителя. Рынок в первую очередь занимают наши производители: ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ. И белорусский МАЗ не сдает своих позиций. Борьба на рынке коммерческой техники только начинается».
Традиционно на COMTRANS компании демонстрировали инновационные решения в области мониторинга транспорта. По мнению экспертов, телематика будет двигаться в сторону роботизации. Конечная цель – создание беспилотников. И прежде всего, это будет внедряться на коммерческом транспорте. Владелец компании должен знать, что происходит с грузом, с автомобилем и насколько эффективно работает предприятие.
Юрий Гайлит, коммерческий директор ГК «ИТЭЛМА», говорит: «Появилось много федеральных правовых документов, которые помогают развивать цифровые регионы. Это внедрение интеллектуальных транспортных систем управления автопарками и удаленная передача данных. В автопарках появляются все новые технологии и возможности, которые помогают обычным пассажирам передвигаться безопасно, быстрее и с большим комфортом».
Сергей Матвеев, коммерческий директор ООО «РД Групп», подчеркнул: «Автомобильная электроника за рубежом развивается десятки лет. Есть признанные лидеры, которых нам нужно быстро заменить. И я думаю, что это произойдет. Элементная база сейчас заменяется электроникой из дружественных нам стран. Наша задача – сделать продукт с российской составляющей, из наших материалов, корпусов и программного обеспечения».
Российские производители систем контроля состояния шин предлагают автопаркам новые датчики давления, которые при установке не требуют снятия колеса. Отечественная компания разработала систему учета шинного хозяйства предприятия, которая позволяет оценить стоимость 1 километра пробега в затратах на шины.
Никита Завьялов, генеральный директор ООО «Акцептум», говорит: «Спрос увеличивается в нашей сфере. Есть несколько факторов. Во-первых, уход с рынка западных конкурентов. Во-вторых, нестабильная цена на шины. Подорожали даже шины бюджетного сегмента. Это все подтолкнуло пользователей к контролю состояния колес. Сегодня пользователи хотят управлять этими затратами. Владельцы автопарков убедились, что оборудование эффективно и снимает головную боль».
В этом году на COMTRANS автомобильная промышленность Китая была представлена грузовыми и автобусными марками, которые уже знакомы российским потребителям. Десятки компаний из Поднебесной в отдельном павильоне развернули коллективную экспозицию.
Jeff Huang, sales representative NICAR (КНР): «В этом году нашей компании исполняется 20 лет. Мы накопили большой опыт на европейском и американском рынке. Мы уверены, что получим сотрудничество и успех в России».
Одно из направлений цифровизации автопарков — интеллектуальные системы контроля и помощи водителю. По оценкам экспертов, рынок подобных IT-решений в России не превышает 10%. Например, в Китае все компании такси оборудованы такими электронными помощниками. Мировая практика показывает, что система сокращает количество ДТП на 60-70%.
Игорь Елсуков, руководитель Аналитического центра ГК «МОНТРАНС», отмечает: «Мы реализовали несколько проектов по построению диспетчерских центров, где кроме штатных телематических устройств внедрены системы интеллектуального видеонаблюдения на пассажирские и вахтовые автобусы. Система видеоконтроля позволяет оценить состояние водителя, обстановку вокруг автомобиля и в салоне. По истечению месяца эксплуатации, статистика показала, что применение интеллектуальных систем помощи водителю позволяет снизить количество нарушений на 90-95%».
Сергей Кулаков, коммерческий директор ГК «МОНТРАНС», добавляет: «Вопросы безопасности выходят на передовые позиции. Мы это видим по количеству тендеров и запросов на системы помощи водителю. Такие решения позволяют кратно снизить количество аварий. Система MONTRANS.DVR предупреждает водителя об опасности, а программное обеспечение передает данные в облачный сервис. Когда диспетчер или руководитель видят статистику, то понимают, на что стоит обратить внимание, где проблемные места, кого нужно дополнительно обучить. Эта система позволяет принимать правильные управленческие решения».
Заключительным этапом выставки был Детский день. Малышам разрешали покрутить руль и понажимать на кнопки. Ну, а взрослые подводили итоги и составляли списки новых клиентов. Как шутят эксперты, потребителю нужна не дрель, а отверстие в стене. Сейчас во многих автопарках отошли от содержания собственной бухгалтерии. Происходит переход от диспетчеров к аутсорсингу диспетчеризации. Сегодня эти процессы наблюдаются в крупных автопредприятиях. Со временем тренд будет распространяться и на компании с десятком машин. А наиболее прогрессивные руководители уже сейчас используют транспортную аналитику. Телематика их интересует не только как инструмент для получения данных, но и как возможность управлять автопарком без участия человека.